МОАУ "СОШ № 13 г. Орска"
г. Орск, Оренбургская область
  • Безопасность обучающихся

    Телефон доверия для детей и подростков с единым общероссийским номером — 8-800-2000-122

    Единый федеральный номер службы телефонного консультирования по проблемам безопасного пользования сети Интернет и мобильной связи — 8-800-25-000-15

    Телефон доверия Орска — 215-255;

    Служба спасения Орска — 215-91;

    Комиссии по делам несовершеннолетних

    -    администрации Орска — 25-31-87;

    -    администрации Октябрьского района — 21-76-62;

    -    администрации Ленинского района — 21-92-12;

    -    администрации Советского района — 44-01-72.

    Отдел опеки и попечительства управления образования администрации Орска — 23-70-9623-74-2523-75-65;

    ГБУ «КЦ СОН» в городе Орске —25-36-29;

    УМВД России по Орску  — 29-55-00, 29-50-00, 02;

    Телефон доверия УМВД — 29-57-55;

    Уполномоченный по правам ребенка в Орске — 21-26-15.

    МЧС 112

    ГИБДД 8 (3537) 21-59-78

    ДПС ГИБДД 8 (3537) 26-64-69

    ФСБ 8  (3537) 25‒00‒03

    Дежурная часть УМВД России по Оренбургской области  8(3532) 79-02-03

    В любой экстренной ситуации звоните по номеру: 112

    По всем связанным с профилактической работой по линии несовершеннолетних на железнодорожном транспорте  вопросам  Вы можете обращаться  в отделение по делам несовершеннолетних Орского линейного отдела МВД России на транспорте по телефонам 8(3537) 49-32-50, 49-39-53. Начальник ОДН – майор полиции Артемьева Галина Сергеевна.

    Обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов (территорий) с целью предотвращения совершения террористического акта и (или) минимизацию его последствий.

    Обеспечение антитеррористической безопасности в школе определяет и порядок действий при поступлении угроз по телефону:

    • попытаться запомнить весь разговор и сразу записать на бумаге;
    • если это возможно, записать номер звонившего; во время разговора постараться определить пол либо возраст звонившего, какие-то особенности речи;
    • запомнить особенности звукового фона во время звонка – шум поезда, голоса людей и т. д.;
    • записать время разговора; сразу после звонка сообщить о нем только директору школы или его заместителю. 

    Требования к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в ведении Минприроды России, а также подведомственных федеральных служб, агентств и подведомственных им организаций утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.10.2016 № 1054.

    Если вас взяли в заложники или похитили, рекомендуем придерживаться следующих правил поведения:

    • не поддавайтесь панике;
    • не допускайте действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
    • переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе;
    • при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной, старайтесь не допускать истерик и паники;
    • на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение;
    • если вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим вы сократите потерю крови. Помните: ваша цель – остаться в живых.
    • Помните, что, получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения.
    • во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению неукоснительно соблюдайте такие правила:
    • лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;
    • ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб, это опасно;
    • если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.

    При обнаружении подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством.

    Если обнаруженный предмет не должен, как вам кажется, находиться «в этом месте и в это время», не оставляйте этот факт без внимания.

    Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, сообщите об этом взрослым или опросите окружающих людей. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю, кондуктору.

    Если вы обнаружили подозрительный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен, немедленно сообщите о находке в полицию по телефону «02» или в службу спасения «01».

    Если вы обнаружили подозрительный предмет в школе, больнице или в любом другом учреждении, немедленно сообщите о находке в администрацию.

    Во всех перечисленных случаях:

    • не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку;
    • зафиксируйте время обнаружения находки;
    • отойдите как можно дальше от опасной находки;
    • обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы;
    • не забывайте, что вы являетесь самым важным очевидцем.

    Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве маскировки для взрывных устройств используют обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т.п. Поэтому любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.

    Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами. Это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям!

    Документы по антитеррористической защищенности

    • Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)».
    • Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (с изменениями и дополнениями).
    • Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изменениями и дополнениями). 
    • Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2008 г. № 03-1423 «О методических рекомендациях».
    • Уголовный кодекс РФ, раздел 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», гл.24, ст. 205 «Терроризм» (принят Госдумой 24.05.96).
    • Постановление Правительства РФ от 15.09.99 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму».
    • Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 гг.
    • Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

    Директор школы выполняет следующие функции:

    1. координирует учебную и воспитательную работу учебного заведения, обеспечивает административно-хозяйственную деятельность;
    2. даёт условия для корректного исполнения норм и правил техники безопасности в школе.

      Антитеррористическая комиссия МОАУ "СОШ № 13 г. Орска" предназначена для организации роботы по антитеррористической защищенности образовательной организации. Формируется на основании приказа директора школы.

      Основными задачами Комиссии являются:

      1. участие в реализации решений в области борьбы с терроризмом, выработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности;
      2. сбор и анализ информации о состоянии терроризма и тенденциях его развития;
      3.  координация деятельности всех управляющих структур Учреждения, в целях достижения согласованности их действий по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих подготовке и реализации террористических акций;
      4. выработка предложений и участие в подготовке документов по вопросам борьбы с терроризмом;
      5. организация и проведение проверок по выполнению обеспечения антитеррористической безопасности Учреждения;
      6. организация и контроль выполнения решений по антитеррористической безопасности Учреждения.

      В комплекс предупредительных мер входят:

      1. Осуществление охраны школы совместно с силами вневедомственной охраны или частных охранных предприятий, в чьи функции входит:
      2. Обеспечение безопасности школы и всей территории, а также предотвращение опасных ситуаций; Установление пропускного режима и запрет на свободный пропуск посторонних людей;
      3. защита персонала и детей от любых насильственных действий на охраняемой территории.
      4. Укрепление объекта в инженерно-техническом отношении: установление надежных решеток на окна; замена дверей на металлические с запорами.
      5. Оборудование объекта технической защитой: системой охранной сигнализации; кнопкой тревожного вызова; камерами видеонаблюдения; системами контроля за радиационным, химическим состоянием окружающей среды.
      6. Подготовка паспорта антитеррористической защищенности.
      7. Организация противопожарной и электробезопасности. 
      8. Обучение мероприятиям по гражданской обороне: формирование у педагогического коллектива и учащихся культуры безопасности; контроль всех мероприятий, которыми обеспечивается антитеррористическая безопасность в школе; улучшение материально-технической базы в плане охраны школьного учреждения. 

      Действия при подозрении на вероятность теракта

      1. Обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи, сообщайте обо всем подозрительном сотрудникам правоохранительных органов.
      2. Никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра.
      3. У семьи должен быть план действий в чрезвычайных обстоятельствах, у всех членов семьи должны быть номера телефонов, адреса электронной почты.
      4. Необходимо назначить место встречи, где вы сможете встретиться с членами вашей семьи в экстренной ситуации.
      5. В случае эвакуации возьмите с собой набор предметов первой необходимости и документы.
      6. Всегда узнавайте, где находятся резервные выходы из помещения.
      7. В доме надо укрепить и опечатать входы в подвалы и на чердаки, установить домофон, освободить лестничные клетки и коридоры от загромождающих предметов.
      8. Организовать дежурство жильцов вашего дома, которые будут регулярно обходить здание, наблюдая, все ли в порядке, обращая особое внимание на появление незнакомых лиц и автомобилей, разгрузку мешков и ящиков.
      9. Если произошел взрыв, пожар, землетрясение, никогда не пользуйтесь лифтом.
      10. Старайтесь не поддаваться панике, что бы ни произошло.

      Работа с учащимися

      Регулярный инструктаж по антитеррористической безопасности в школе необходимо проводить со школьниками. Им нужно объяснять опасность и недопустимость следующих действий:

      • трогать или пользоваться пакетами или предметами, найденными на улице;
      • нельзя трогать проволоку или шнур, натянутые в каком-то месте.
      • общаться с незнакомыми людьми;
      • брать у посторонних людей какие-либо вещи или игрушки;
      • брать у незнакомых людей какие либо вещи для проноса в образовательное учреждение;
      • отвечать на телефонный звонок с незнакомого или неизвестного номера.

      Организация безопасности в праздничные дни

      Для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней директор издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в школе, который регламентирует дополнительные меры, принимаемые в целях обеспечения безопасного проведения праздничных мероприятий. Эти действия включают:

      1. усиление охраны и ужесточение пропускной системы;
      2. ежедневная проверка всех помещений, входов и выходов;
      3. контроль за работой сторожей;
      4. своевременный вывоз мусора, обеспечение должного санитарного состояния территории.

      Контроль за исполнением приказа лежит на директоре школы. По каждому случаю нарушения приказа должно проводиться служебное расследование с привлечением виновных к ответственности. 

      Комплекс мероприятий направленных на обеспечение пожарной безопасности в школе.

      Обучение детей мерам ПБ и правилам поведения учеников при пожаре. Проведение систематической работы с работниками школы и учениками на тему противопожарной безопасности. Для этого разрабатываются специальные инструкции по правилам пожарной безопасности в школе. Полная ответственность за соблюдение правил несут её руководитель  и его заместители. При этом персональная ответственность также лежит на заведующих кабинетами и производственными мастерскими. В школе имеется Стенд  по пожарной безопасности в школе.

      Общие требования пожарной безопасности1.

      Обязанности:

      - соблюдать требования пожарной безопасности;

      - знать план эвакуации людей в случае пожара (расположен в коридоре);

      - знать место расположения огнетушителей, внутренних пожарных гидрантов и правила пользования ими, при необходимости, использовать их.

      - держать свободными от любых предметов подходы к средствам пожаротушения (огнетушители, пожарные гидранты, пожарные лестницы);

      - пользоваться поврежденными розетками;

      - обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами;

      - оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы;

      - применять нестандартные нагревательные приборы.

      - подключать более двух потребителей электроэнергии к одному источнику электропитания.

      - использовать устройства электросетей - времянок, скручивание и оттяжку электропроводов.  Все провода к электроустановкам должны быть надежно закреплены и не касаться  пола.

      - использовать первичные средства пожаротушения не по назначению.

      - курить в комнатах, помещениях и на территории университета;

      - хранить и применять пиротехнику, легко воспламеняющиеся и горючие жидкости, взрывчатые вещества, баллоны с газами и другие взрыво и пожароопасные вещества и материалы;

      - загромождать мебелью, оборудованием двери, проходы, выходы, коридоры, лестницы;

      - разводить огонь, костры, сжигать отходы в зданиях и на территории университета;

      0

      немедленно сообщить об этом по телефону «01» в пожарную часть, четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, сообщить свою должность и фамилию;

      - задействовать систему оповещения людей о пожаре, приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;

      - известить о пожаре руководителя образовательной организации или заменяющего его работника;

      - организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению.

      0

      Ходите только по тротуару!

      Переходите улицу в местах, обозначенных разметкой или знаками «пешеходный переход», а где их нет – на перекрестках по линии тротуаров.

      Переходя улицу, посмотрите налево, а дойдя до середины – направо!
      На улицах и дорогах, где движение регулируется, переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика.

      Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом!

      При отсутствии  в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части и там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

      Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжить переход можно,  лишь убедившись  в  безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

      Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходите только в разрешенных для перехода         местах, соблюдайте при этом осторожность. Обходить этот транспорт спереди или сзади опасно!

      Не устраивайте игры вблизи дорог и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части улицы.

      Не цепляйтесь за проходящие автомобили, не катайтесь на сцепном устройстве трамвая – это опасно для жизни!

      При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом не начинайте переходить улицу, а если находитесь на дороге, уступите дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободите проезжую часть.

      Ездить на велосипедах по улицам и дорогам детям разрешается детям не моложе 14 лет.

      Пешеходу запрещается:

      Двигаться по краю проезжей части дороги при наличии тротуара, пешеходной или велосипедной дорожки, обочины, по которым возможно движение пешеходов.

      Задерживаться и останавливаться на проезжей части дороги, в том числе на линии горизонтальной дорожной разметки, разделяющей встречные и попутные потоки транспортных средств, за исключением остановки на островках безопасности.

      Переходить проезжую часть вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов на участке дороги:

      с разделительной зоной, разделительной полосой;

      с общим числом полос движения шесть и более;

      где установлены дорожные ограждения.

      Выходить на проезжую часть дороги из-за стоящего транспортного средства или иного объекта, ограничивающего обзорность дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

      Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения

      Ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся дети и подростки. Очень часто ребята нарушают правила дорожного движения или вовсе их не знают.  Первые знания и опыт о правилах поведения на улице, в транспорте дети получают из наблюдений за своими близкими, родителями. Поэтому важно находясь с ребенком на улице, объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом и пешеходами. Важно, чтобы сами родители не только знали, но и придерживались в повседневной жизни правил дорожного движения. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей.

      Рекомендации:

      Необходимо учить детей не только соблюдать Правила дорожного движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению на дороге.

      Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Ни в коем случае нельзя бежать! Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и соблюдать правила безопасности.

      Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас - этим вы обучаете его переходить дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым при попытке вырваться - это типичная причина несчастных случаев.

      Учите ребенка смотреть! У ребенка должен выработаться твердый навык: прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

      Начинать движение через проезжую часть на зеленый сигнал светофора можно только убедившись, что все машины остановились.

      Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.

      Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл, находящийся вдалеке. Научите его всматриваться вдаль.

      Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, что нельзя прыгать на ходу.

      Выходить на дорогу из-за стоящего транспорта нельзя!

      Составьте для ребенка "Маршрутный лист" от дома до школы. Помните, необходимо выбрать не самый короткий, а самый безопасный путь. Несколько раз пройдите этот путь вместе с сыном или дочерью, убедитесь, что ребенок твердо усвоил этот путь.

      Травматизм является серьезной проблемой , оказывающей наибольшее воздействие на молодых людей. В то же время значимость данной проблемы  зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.

      При разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение травматизма, особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм.

      Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей младшего школьного возраста.

      Школа с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение. В младших классах еще возможна переориентация личностных качеств детей, поскольку почти всегда в основе их опасных поступков лежат заниженные  представления о реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях.

      Предлагаемые же в настоящее время принципы организации профилактики детского травматизма носят, как правило, абстрактный характер, так как основаны на общих советах и рекомендациях и не приводят к собственно первичной профилактике.

      Любая система профилактики должна включать в себя несколько подсистем, объектом воздействия которых является:

      1. Социум (окружающая среда в целях снижения ее травмобезопасности).

      2. Коллектив (школа, детское учреждение).

      3. Семья. Непосредственно личность.

      Формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения во время трудовой, учебной и внеурочной  деятельности, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения.

      Основной целью программы является создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности.

      Задачи:

      • воспитание ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности;
      • формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;
      • разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма.
      • воспитание уважения к людям старших поколений; навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.

      Учитывая требования федеральных законов об охране труда и техники безопасности, особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения учащихся в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда.

      Проблемы охраны здоровья детей, профилактики детского травматизма, создания безопасных условий обучения и воспитания находятся под постоянным контролем администрации и педагогов. 

      Выделяют следующие виды детского травматизма:

      1. бытовой;

      2. уличный;

      3. школьный;

      4. спортивный;

      5. автодорожный

      6. прочий.

      Бытовые и уличные травмы составляют основу детского травматизма до 80%.

      Причины этих травм весьма разнообразны: падения на ровном месте и с высоты, ранения острыми предметами, ожоги, удары о предметы и предметами и др. Но все эти травмы дети получают находясь под «контролем», «опекой» родителей.

      В рамках профилактической работы по предупреждению травматизма обучающихся и уменьшению рисков возникновения травмоопасных ситуаций в МОАУ "СОШ №: 13 г. Орска"  работа по профилактике травматизма обучающихся и воспитанников – это целостная система, включающая профилактические мероприятия по следующим направлениям:

      1. создание безопасных условий обучения и воспитания, соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил;
      2. профилактика детского дорожно–транспортного травматизма, включая профилактику травматизма учащихся на объектах железнодорожного транспорта;
      3. профилактика травматизма учащихся и воспитанников во время проведения учебно – воспитательного процесса;
      4. профилактика травматизма обучающихся во время проведения занятий физической культурой и спортом;
      5. профилактическая работа с родителями по предупреждению детского травматизма. В рамках профилактической работы по предупреждению травматизма обучающихся и уменьшению рисков возникновения травмоопасных ситуаций во всех структурных подразделениях ГБОУ Школа № 937: · созданы безопасные условия и среда обучения (воспитания), отвечающие требованиям СанПин; · имеются оборудованные всем необходимым медицинские кабинеты;
      6. все учебные и групповые помещения оснащены современной учебной мебелью в соответствии с ростовыми требованиями санитарно – гигиенических правил и норм и средствами технического обеспечения;
      7. осуществляется постоянный контроль со стороны администрации за сохранением безопасных условий обучения, соблюдением требований охраны здоровья учащихся и воспитанников и соблюдению санитарно – гигиенического режима во время проведения учебно – воспитательного процесса;
      8. проводятся беседы и сюжетно–ролевые игры с воспитанниками младшей школы по профилактике безопасности на дорогах и в транспорте; · классными руководителями проводятся инструктажи обучающихся по следующим направлениям: правилам поведения в школе и на каникулах, по электробезопасности, пожаробезопасности, при обнаружении неизвестных пакетов и неразорвавшихся снарядов, зимой по правилам обращения с пиротехникой, правилам поведения на воде, правилам поведения на дорогах и транспорте, по безопасному пути в школу, по профилактике и предотвращению негативных ситуаций, по правилам поведения при проведении экскурсий, походов;
      9. учителями – предметниками и педагогами дополнительного образования каждым по своему направлению также проводятся инструктажи по технике безопасности. Особое внимание уделено дисциплинам физической культуры, химии, физики, технологии, информатики и ОБЖ. По этим предметам разработан и проводится педагогами целый комплекс инструкций и правил для учащихся по соблюдению техники безопасности;
      10. организовано рациональное дежурство педагогов на этажах во время перемен с целью минимизации возникновения травм обучающихся;
      11. по предупреждению и уменьшению рисков возникновения травмоопасных ситуаций на дорогах и в транспорте проводятся классные часы, беседы, обучающие семинары, встречи с работниками ГИБДД, творческие конкурсы, квесты по профилактике детского травматизма с применением современных технологий, дети младшего школьного возраста просматривают мультфильмы и видеофильмы по данной тематике.
      12. организуются и проводятся совместные мероприятия с учреждениями здравоохранения: диспансеризация и вакцинация учащихся.

      Документы

      Документы не выбраны

      Поделиться страницей

      Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie